ОВЗ и инклюзивное образование

Инклюзивное образование - это международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование, а также основное направление в трансформации системы специального образования во многих странах мира.

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных организациях - в таких школах и детских садах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим обучающимся необходимую специальную поддержку. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» включает в свое содержание Программу (направления) коррекционно-развивающей работы) на стр. 133

КРР и (или) инклюзивное образование в МАДОУ д/с «Дюймовочка» направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ОП ДО, в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.

КРР объединяет комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обу-чающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивиду-альных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. КРР в МАДОУ д/с «Дюймовочка» осуществляют педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и другие квалифицированные специалисты.

Содержание коррекционно-развивающей работы в МАДОУ д/с «Дюймовочка»:

Этапы

Содержание деятельности

Инструментарий

Диагностическая работа

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;
  • раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОО) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;
  • комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
  • изучение уровня общего развития обучающихся (с учётом особенностей нозологической группы), возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
  • Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • Изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;
  • Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающегося; изучение направленности детской одаренности;
  • изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одаренности;
  • Мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психолого-педагогических проблем в их развитии;
  • выявление детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей;
  • всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка;
  • выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды;
  • Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.
  • Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 320 с.
  • Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. Крупенчук О.И. – С.-Пб.: Литера, 2019 – 32 с.
  • Речевая карта для обследования ребенка с ОВЗ. Лейзерова Д.Л. – С-Пб.: Литера, 2019 – 48 с.
  • Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению Роньжина А.С.
  • Психолого-Педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Стребелева Е.А
  • Методика определения готовности к школе. Семаго Н., Семаго М.. 

Коррекционно-развивающая работа

  • Выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ/методик психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;
  • организацию, разработку и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;
  • Коррекцию и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;
  • Развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;
  • коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;
  • Создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;
  • создание насыщенной развивающей предметно - пространственной среды для разных видов деятельности;
  • Формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода\происхождения;
  • оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты;
  • преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;
  • помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка.
  • Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности, опосредованное наблюдение, показ и рассматривание картинок, объектов и их действий);
  • метод наглядного моделирования (пиктограммы, мнемотаблицы, предметно-схематические модели);
  • словесные (чтение, рассказывание, речевой образец, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, повторение, словесное упражнение (параллельно-пофразовое высказывание, договаривание), оценка детской речи, вопрос, совместный рассказ, указания);
  • практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения)
  • Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Под ред. Л. В. Лопатиной.
  • Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.
  • Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
  • Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т.В.
  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. Книга 2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко.
  • Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Под ред. Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.

Консультативная работа

  • Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;
  • Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
  • Консультативнуая помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающей работы с ребенком
  • Разработка рекомендаций
  • Консультации специалистами педагогов
  • Консультации в помощь семье

Информационно-просветительская работа

  • Различные формы просветительской деятельности направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации;
  • для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации.
  • лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы
  • Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций

Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми: ОВЗ и детьми-инвалидами

Реализация КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами

КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами должна предусматривать предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том числе с использования ассистивных технологий.

  • Согласно нозологических групп осуществляется в соответствии ОП ДОО (на основе ФОП ДО) или АОП ДОО прописанной на основе Федеральной адаптированной образовательной программой ДО (далее ФАОП ДО) с последующим созданием индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

В МАДОУ д/с «Дюймовочка» разработано:

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie