Этапы |
Содержание деятельности |
Инструментарий |
Диагностическая работа |
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;
- раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОО) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;
- комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
- изучение уровня общего развития обучающихся (с учётом особенностей нозологической группы), возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
- Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- Изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;
- Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающегося; изучение направленности детской одаренности;
- изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одаренности;
- Мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психолого-педагогических проблем в их развитии;
- выявление детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей;
- всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка;
- выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды;
- Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.
|
- Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 320 с.
- Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. Крупенчук О.И. – С.-Пб.: Литера, 2019 – 32 с.
- Речевая карта для обследования ребенка с ОВЗ. Лейзерова Д.Л. – С-Пб.: Литера, 2019 – 48 с.
- Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению Роньжина А.С.
- Психолого-Педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Стребелева Е.А
- Методика определения готовности к школе. Семаго Н., Семаго М..
|
Коррекционно-развивающая работа |
- Выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ/методик психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;
- организацию, разработку и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;
- Коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;
- Развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;
- коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;
- Создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;
- создание насыщенной развивающей предметно - пространственной среды для разных видов деятельности;
- Формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода\происхождения;
- оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты;
- преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;
- помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка.
|
- Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности, опосредованное наблюдение, показ и рассматривание картинок, объектов и их действий);
- метод наглядного моделирования (пиктограммы, мнемотаблицы, предметно-схематические модели);
- словесные (чтение, рассказывание, речевой образец, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, повторение, словесное упражнение (параллельно-пофразовое высказывание, договаривание), оценка детской речи, вопрос, совместный рассказ, указания);
- практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения)
- Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Под ред. Л. В. Лопатиной.
- Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
- Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т.В.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. Книга 2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко.
- Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Под ред. Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.
|
Консультативная работа |
- Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;
- Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
- Консультативнуая помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающей работы с ребенком
|
- Разработка рекомендаций
- Консультации специалистами педагогов
- Консультации в помощь семье
|
Информационно-просветительская работа |
- Различные формы просветительской деятельности направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации;
- для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации.
|
- лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы
- Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций
|
Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми: ОВЗ и детьми-инвалидами |
Реализация КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами |
КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами должна предусматривать предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том числе с использования ассистивных технологий. |
- Согласно нозологических групп осуществляется в соответствии ОП ДОО (на основе ФОП ДО) или АОП ДОО прописанной на основе Федеральной адаптированной образовательной программой ДО (далее ФАОП ДО) с последующим созданием индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
|